8 800 555 25 18
ЗВОНОК ПО РОССИИ БЕСПЛАТНЫЙ
+7 861 2 777 888
ДЛЯ ЗВОНКОВ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

Крымское наводнение: кто тонет в форс-мажорных кредитах?

Крымское наводнение стало для многих российских банков проверкой на здравый смысл и, как говорили в недавние времена, капитализм с «человеческим лицом». Началось все печально: появилась информация, что жителям многострадального Крымска звонят из банков и коллекторских агентств с требованием внести очередные платежи по кредитам. Ситуация дичайшая, но, думаю, любой, знающий Россию, согласится, для нашей страны более чем вероятная. «Причем тут наводнение? Вы же подписывали договор…».

Помню в свое время именно так со мной разговаривал мелкий клерк из Банка Москвы: «Что значит, вы на операционном столе и сможете внести последний платеж только через две недели? Да мы вас…».

За клерка этого потом извинялись другие лица, да и президент этого банка ударился в бега как проворовавшийся акцизный чиновник гоголевских времен. Кто и как будет извиняться перед жителями Крымска — неясно. Да и надо ли — вопрос? Во многих банках в ответ на запрос от АРБР сказали: «Ну что вы, мы никому не звонили, это, наверное, некоторые не очень щепетильные коллекторы».

Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков обратился к банкирам с призывом войти в положение жителей Крымска и обеспечить им реструктуризацию долгов и кредитные каникулы. И, как стало вскоре понятно, российские банки довольно успешно прошли это социальное «стресс-тестирование». Десять банков — краснодарское отделение Сбербанка России, Крайинвестбанк, «Первомайский», «Кубань Кредит», ВТБ, ВТБ24, Геленджик-банк, «УралСиб», «Центр-инвест» и Юг-Инвестбанк, не дожидаясь каких-то «понуканий», приняли меморандум о «разруливании» кредитных вопросов жителей Крымска. Некоторые другие банки предприняли аналогичные шаги и без участия в меморандуме.

В целом можно констатировать: лицо российского банкинга не столь уж бесчеловечно, как могло бы показаться. Но есть ряд нюансов, которые следует разобрать по полочкам — в качестве модельного анализа на будущее.

Первый — суть помощи. Ориентируемся на данные, которые оказались в распоряжении Bankir. Ru.

Банк «Первомайский» — снижение процентных ставок до 5 пунктов и отсрочка платежей на срок до 1 года. «Центр-Инвест» — снижение ставки и отсрочка до 1 года. Крайинвестбанк — отсрочка до 1 года. «Кубань Кредит» — снижение ставок, отсрочка платежей (для бизнеса — до 6 лет). Юг-Инвестбанк — отсрочка до 2 лет. «УралСиб» — отсрочка до 1 года, Сбербанк — отсрочка до 1 года.

Да, это — реальная помощь.

Теперь вторая группа. Совкомбанк — отсрочка до 3 месяцев. «Траст» — отсрочка до 6 месяцев. «Ренессанс Капитал» сообщил, что два месяца готов не взыскивать просроченную задолженность (!). «Хоум Кредит» отдал «распоряжение о прекращении звонков по взысканию задолженности» и осуществил «по 4 погибшим заемщикам полное списание задолженности» (!). ДжиИМаниБанк принял «решение остановить взыскание просроченной задолженности, в том числе и через коллекторские агентства». Россельхозбанк предоставил своим заемщикам «пролонгацию» по платежам сроком до 30 дней (!).

Все это — в общем списке «помощи». Теперь, как писал поэт, позвольте пару слов «без протокола». То, что делают банки из первой группы — да, это помощь. А из второй? «Пролонгация» Россельхозбанка — больше напоминает профанацию помощи. Решение «РК» «два месяца не взыскивать просроченную задолженность» — хочется спросить: а как бы вы вообще ее взыскали? Наложили бы арест на имущество? Так его, извините, смыло. Или засудили бы оставшихся без крова людей?

Полное списание долгов покойникам оставлю без комментариев. Решение в банке принято, несомненно, благородное, но вот только имеет ли оно хоть какое-то значение? Как более четырех веков назад писал Шекспир, «конец жизни искупает все долги». Живым, правда, «Хоум Кредит» тоже сделал подарок: приостановил звонки. И это верно: многие из заемщиков вообще остались без телефонов.

ДжиИМаниБанк с его «остановкой взыскания просроченной задолженностью, в том числе и через коллекторские агентства». Стоп, раз остановили, значит, это было? Так это не ваши ли звонки и были первопричиной переполоха? По меньшей мере — те, которые через «коллекторские агентства»?

Отлично знаю одного из топ-менеджеров ДжиИМаниБанка Эльмана Мехтиева и его активное участие в теме финансовой грамотности и справедливых отношений с заемщиком. В недавнем интервью Bankir. Ru он сказал: «Я готов исполнять решения финансового омбудсмена, если они будут исходить из принципа справедливости». В том интервью мы никак не могли заглянуть в будущее и задать еще один вопрос: а пресловутая программа «ответственного кредитования» не подразумевает ли НАСТОЯЩИЕ, а не липовые льготы заемщикам, пострадавшим от стихийных бедствий? И не было бы справедливым всем российским банкам принять единую схему отсрочек для жителей Крымска? Минимум на год, потому что даже тем идиотам, которые придумали «красивую» отсрочку на 30–60 дней, вероятно, ясно, что за этот срок дом обратно не поднимешь.

Собственно, к этому в своем обращении призвал Аксаков. Но призыв был воспринят как-то неоднозначно. В своем блоге Александр Гавриленко написал: «…госбанки тут же предложили свою помощь в кредитах и отсрочках населению. Вот сколько хороших людей и советов. Плохими только оказываются местные частные банки с возникшими проблемами и испуганными управляющими. Лучше бы наши уважаемые госбанки предложили финансовую помощь этим частным банкам в поддержке пострадавших заемщиков, а АРБ обратилась бы в ЦБ с просьбой о временных снижениях по нормативным требованиям к этим банкам…».

АРБР именно это и сделала: обратилась к ЦБ с предложением снизить нормативные требования по «крымским» кредитам. Но суть не в этом. Г-н Гавриленко не прав. Как раз таки все местные банки (кубанские и ростовские) пошли на РЕАЛЬНЫЕ льготы для пострадавших клиентов. Плюс Сбербанк и ВТБ. А вот крупные частные банки, больше других любящие говорить о финграмотности, финансировать всевозможные «финграмотные» сайтики и прожектики, максимум на что оказались способны — отменять коллекторские звонки и прощать долги покойникам.

Возможно, в последние несколько дней ситуация изменилась и вышеупомянутые банки предприняли НОРМАЛЬНЫЕ шаги навстречу жителям Крымска. В этом случае — будем рады опубликовать информацию об этих шагах.

Но не хотелось бы выслушивать всерьез, что такая помощь невозможна из-за резервных требований Центробанка. Полноте, господа. Да много ли кредитов выдано жителям 1300 разрушенных наводнением домохозяйств, чтобы банкам так уж мешали созданные на них резервы? Тут скорее другое: было бы желание помочь…

Ян Арт


Источник:  bankir.ru

Дата публикации: 30 Июля 2012